Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика7 марта 2013 14:39

Бывший военпред: «Если не возродим военную приемку, рискуем лишиться качественного оружия»

«КП» узнавала, как совместить выгоду и обеспечение государственных интересов
Восстановление военной приемки надо начинать с серьезных кадровых перестановок в минобороны

Восстановление военной приемки надо начинать с серьезных кадровых перестановок в минобороны

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В ноябре прошлого года минобороны в соответствии с поручением вице-премьера Дмитрия Рогозина подтвердило готовность восстановить в России полноценную систему военной приемки, сопоставимую с той, что существовала во времена СССР. Количество персонала, задействованного в этой структуре, предписано увеличить с 7,5 до 25 тыс. чел. Мы поговорили с некоторыми бывшими военпредами о том, можно ли использовать прежний опыт.

КАК ВСЕ РАЗРУШАЛОСЬ

Анатолий Сердюков, придя на должность министра обороны, в рамках своих реформ резко сократил штат военпредов на предприятиях, задействованных в изготовлении военной продукции. Ранее конкретные структуры военной приемки подчинялись заказывающим управлениям при родах и видах вооруженных сил. Таких управлений по линии минобороны было около 40.

- Например, в ракетных войсках стратегического назначения, было 5 заказывающих управлений, – рассказал «КП» один из бывших военпредов при ФГУП «НПО машиностроения», 8 лет прослуживший на полигоне «Капустин-Яр». - Одни занимались связью, другие – ракетной техникой. Мой отдел поставлял на полигоны и космодромы измерительную технику.

Однако затем заказывающие управления слили в единый департамент контроля за госзаказом. Если раньше военные приемки были самостоятельными и самодостаточными структурами с правом подписи, печати, с правом ведения переписки, то теперь их лишили статуса юридического лица.

- К тому же их постоянно «трясут» различными проверками – говорит бывший военпред. – Объем работ очень большой, они просто не в силах справиться. В мою бытность в военной приемке ОАО «РКС» работало более 40 человек. Среди них гражданские и военные сотрудники. Это был мощный орган, можно было контролировать любой процесс. Ныне же дошло до того, что сократили состав на полигонах, включая ключевые инженерные должности - заместителей начальников полигонов (космодромов) по испытанию и по вооружению. Начальники вынуждены обращаться в частные структуры с просьбами о помощи. Фирма, в которой я сейчас работаю, направляет своих специалистов, чтобы произвести измерения.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Военпреды и бывшие сотрудники при родах и видах вооруженных сил единодушны в том, что надо воссоздавать прежние институты, возрождать заказывающие управления в каждом роде и виде войск, восстанавливать структуры военной приемки при всех предприятиях. Ведь военная приемка – это представитель заказчика, который контролирует свою конкретную продукцию на выходе с производства. Созданный департамент контроля за госзаказом минобороны с этой задачей не справляется.

- Возьмем хотя бы ракетные войска, – поясняет наш источник, – это тысячи наименований техники, вооружений. Например, Московский институт теплотехники (МИТ) разрабатывает для ракетных войск комплекс «Тополь» – военная приемка должна подчиняться заказчику управления ракетных войск. Если предприятие делает самолеты, то военная приемка подчиняется заказывающему управлению при военно-воздушных силах и т. д.

И ОПЯТЬ КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА

Восстановление военной приемки надо начинать с серьезных кадровых перестановок в минобороны.

- Когда я служил в Главном управлении заказов и поставок ракетного вооружения РВСН, - рассказывает экс-военпред, - начальником был генерал-лейтенант В. А. Субботин. Ему подчинялось семь управлений, во главе каждого стоял генерал-майор. В каждом управлении было 5-6 отделов. Каждый знал свое дело. А сейчас приезжаешь в ракетно-космические войска – это наш основной заказчик – разговаривать не с кем, документы подписывать не у кого. Пустые коридоры, опечатанные кабинеты. Раньше первый заместитель командующего ракетными войсками был генерал-полковник – сейчас эта должность полковничья – разница три ступени. Раньше было 7 управлений, полностью укомплектованных кадрами. Сейчас - 27 офицеров на все ракетные войска, и особого стремления служить у них нет. Ведь, если раньше начальником приемки был солидный полковник с большим количеством сотрудников в чине майоров, капитанов, то сейчас начальник отдела – майор или подполковник, и расти ему некуда.

СОТРУДНИК ВОЕННОЙ ПРИЕМКИ: КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

Дмитрий Рогозин поручил увеличить штат военной приемки в три с лишним раза - до 25 тысяч человек. На вопрос, а где же взять людей, вразумительного ответа пока никто дать не может. Одни эксперты считают, что военпред должен хотя бы лет пять прослужить в войсках, понять, чем они живут.

- Неплохо было бы, чтоб они служили в штабах, управлениях, научились работать с документами. Такой опыт очень важен. Необходимо знать все военные ГОСТы, в соответствии с которыми разрабатывается каждый документ, - подчеркнул в интервью «КП» еще один бывший военпред.

Но есть и другое мнение: специалисту не обязательно иметь военное образование. Достаточно, чтобы он имел добротное техническое и прекрасно разбирался в своей конкретной области. В конце концов он дополнительно может пройти семинары, курсы по определенным профильным направлениям.

РЕФОРМА И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

В свое время много говорилось о том, что реформа системы военных приемок была необходима, так как прежняя структура не вписывалась в рыночную экономику. Мол, в условиях конкуренции компания будет делать продукцию, только если этот заказ ей выгоден. Но как быть, если на чаше весов обороноспособность? Как совместить выгоду и обеспечение государственных интересов?

Сегодня действует Федеральный закон № 94, обязывающий все госструктуры проводить тендеры. В том числе и при закупке вооружений. Та компания, которая снижает цену, выигрывает. Однако гарантии того, что ее продукция полностью отвечает требованиям по качеству, нет.

- Рынок сказывается и на том, что закупить что-либо в России для нужд обороны сейчас стало проблематично, – пояснил источник «КП». - Мы делаем военную аппаратуру: 100% компонентов – импортные (причем 95% из них– китайские). Даже стальные или алюминиевые корпуса для своих приборов покупаем у немецкой компании. Из-за этого, естественно, увеличиваются сроки поставки. И вообще: если не возродим военную приемку, вскоре мы можем лишиться качественных отечественных вооружений.